Информационная карта областного инновационного проекта «Сенсорная комната как инструмент развития творческой личности в учреждении дополнительного образования»

  1. Сведения об организации

Полное наименование

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества – Мемориал»

Адрес организации-заявителя

610035 г. Киров, ул. Сурикова, д. 21

Должность, фамилия, имя, отчество руководителя

Родыгина Жанна Валерьевна

Телефон, факс, адрес электронной почты, сайт

тел. (8332) 63-34-84

факс 57-16-22

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

сайт: http://dvorecmemorial.ru

Дата и номер документа с решением органа самоуправления организации-заявителя на участие в реализации проекта

Педсовет (протокол от 17.10.2018 г.),

Приказ директора № ___ от __________

 

  1. Сведения о проекте

 

Название проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации-заявителя в сети Интернет

Название проекта: Сенсорная комната как инструмент развития творческой личности в учреждении дополнительного образования

Ссылка: http://dvorecmemorial.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/innovatsionnye-proekty-dvortsa/oblastnoj-innovatsionnyj-proekt-sensornaya-komnata-kak-instrument-razvitiya-tvorcheskoj-lichnosti-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Основная идея, цели и задачи предлагаемого проекта

Основная идея проекта. В учреждении, ориентированном на развитие детского творчества в различных видах деятельности, использование сенсорной комнаты в образовательном процессе должно решать более широкие задачи, нежели коррекция эмоционально-волевой сферы, как это традиционно понимается. Ставя амбициозную задачу - развивать творческий потенциал личности ребёнка и взрослого средствами сенсорной комнаты, мы опираемся на следующие тезисы:

1)  Расслабляющие релаксационные процедуры позволят личности высвободить энергию, которая занята удержанием под порогом сознания застарелых и актуальных конфликтов, стрессов, усталости, а, высвободив, направить её в творчество. Сначала ребёнок сможет осуществить творческий выплеск уже по итогам работы и непосредственно в сенсорной комнате, а затем творческая энергия проявится в его объединении в разнообразной деятельности, которой он занимается (художественной, интеллектуальной, технической, иной).

2)  Сенсорные стимулирующие занятия позволят расширить репертуар переживаний, чувственного опыта за счет использования такой методики, когда личность осуществляет чувственное погружение в разнообразные миры, сосредотачивается на их восприятии, живет некоторое время в этом созерцательном состоянии, а потом рефлексирует его. При этом человек слышит, видит, ощущает (т.е. воспринимает всеми репрезентативными системами, каналами восприятия). Какие это могут быть миры?

·    Миры разных видов деятельности (мир танца, мир музыки, мир спорта и прочие)

·    Миры природных зон (мир Камчатки, мир Африки, Европа, Латинская Америка, Восток, мир Севера и прочие)

·    Мир океана, моря, реки, леса, тундры, степи

·    Мир стихий (огонь, вода, земля, ветер, снег, ураган, землетрясение, дождь, листопад и прочие)

·    Миры социальных групп (город, деревня, молодежь, пассажиры, отдыхающие, прочие)

·    Миры животных

·    Мир разнообразных стран (Индия, Россия, Чукотка, Эфиопия, Израиль, прочие)

·    Миры исторических эпох (Древняя Греция, Рим, Древняя Русь, Революция, ВОВ)

·    Мир дома, мир семьи, мир творчества

·    Миры поколений (детский мир, мир бабушек, мир моей мамы, когда родители молодые)

·    Миры профессий (мир медицины, мир инженерии, другие)

·    Абстрактные миры (мир богатства, нищеты, слез, радость, любви, дружбы, гармонии, счастья, ожидания, сочувствия, другие)

·    Вымышленные миры (мир будущего, мир фантазии, космический мир, подземный мир, мир сказки, другие)

Цель проекта: Создание условий для функционирования сенсорной комнаты как средства стимулирования творческого развития личности обучающегося учреждения дополнительного образования через расширение чувственного восприятия окружающего мира, накопление эмоционально-ценностного опыта личности, формирование эстетических ценностных ориентаций.

 

Задачи проекта:

1)     Создание методики занятий, направленных на развитие чувственного восприятия окружающего мира и обогащение эмоционально-ценностного опыта, для работы с обучающимися по ДООП различной направленности;

2)    разработка занятий, направленных на развитие чувственного восприятия окружающего мира, релаксацию, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ;

3)    разработка арт-терапевтических занятий, направленных на развитие чувственного восприятия окружающего мира и обогащение эмоционально-ценностного опыта личности;

4)    разработка занятий направленных на стимулирование профессионального творчества педагогов дополнительного образования (творчества педагогического, хореографического, музыкального, интеллектуального, методического, т.п.), разработка релаксационных занятий и занятий по профилактике профессионального выгорания педагога;

5)    повышение профессиональной компетентности педагогов Дворца в области развития творческих способностей воспитанников

Краткое обоснование его значимости для развития региональной системы образования

КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» является Региональным ресурсным центром по вопросам воспитания в системе дополнительного образования детей. В рамках его деятельности, усилиями психологов и педагогов дополнительного образования в совместной методической деятельности возможно разработать такую методику работы сенсорной комнаты, которая будет ориентирована за специфику учреждений дополнительного образования,  методику для  регионального дополнительного образования.

Срок реализации проекта

2018-2021 годы

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта

- образовательные организации дополнительного и общего образования Кировской области, использующие ресурс сенсорной комнаты в психологическом сопровождении образовательного процесса

Ожидаемые изменения, оценка эффективности проекта

Критерии оценки эффективности проекта:

- создано, апробировано на базе КОГОБУ ДО «Дворец творчества- Мемориал» и применяется в практике методическое обеспечение сенсорной комнаты по стимулированию творческого развития личности через расширение чувственного восприятия окружающего мира, накопление эмоционально-ценностного опыта личности, формирование эстетических ценностных ориентаций;

- опыт проектной деятельности обобщен, опубликован, распространен в системе дополнительного образования Кировской области.

  1. Кадровое обеспечение проекта

 

Ф.И.О. сотрудника

Должность, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), квалификационная категория

Функционал сотрудника в проекте (программы) организации-заявителя

Педагогические работники КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Родыгина Ж.В.

Директор КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Координатор проекта (организационное и нормативно-правовое обеспечение проекта)

Кудинова С.В.

Заместитель директора по УВР КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Помощник координатора (организационное обеспечение проекта, подготовка проектных материалов, руководство разработческой деятельностью в рамках ОМО арт-терапевтов, подготовка материалов к публикации)

Четверикова Н.А.

Заведующая Информационно-методическим центром КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Помощник координатора (методическое обеспечение проекта, подготовка проектных материалов)

Хмелинина Т.В.

Главный бухгалтер КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Помощник координатора проекта (финансовое обеспечение проекта)

Сорокина Е.А.

Заместитель директора по хозяйственной части КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Помощник координатора проекта (материально-техническое обеспечение проекта)

Новикова К.А.

Психолог КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Руководитель проекта, участник проекта, куратор учебно-исследовательской группы педагогической практики педагогов дополнительного образования

Список на стадии утверждения

Педагоги дополнительного образования – участники учебно-исследовательской группы педагогической практики «От эмоционально-ценностного опыта к новым творческим возможностям личности»

Участники проекта (разработка занятий для воспитанников объединений по теме проекта)

Шалагина Т.В.

Педагоги дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (клуб «Доброе сердце»)

Участник проекта (разработка занятий, подготовка методического обеспечения для работы с детьми с ОВЗ по теме проекта)

Пятина О.А.

Методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (организационно-педагогическое обеспечение проекта) 

Микурова С.В.

Педагоги дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (клуб «Доброе сердце»)

Участник проекта (организационно-педагогическое обеспечение проекта) 

Список на стадии утверждения

Психологи-арт-терапевты Областного методического объединения арт-терапевтов г. Кирова и Кировской области

Участники проекта (разработка занятий по теме проекта на основе арт-терапии)

  1. Мероприятия проекта:

 

№ п/п

Мероприятия

Цель

1.

Нормативно-правовые условия:

1.1.

Разработка областного инновационного проекта

Издание Приказа КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» об открытии областного инновационной проекта

- создание нормативной базы проекта

2.

Материально-технические условия

 

2.1.

Подготовка помещения сенсорной комнаты

- создание физической среды для реализации целей и задач проекта

2.2.

Оснащение сенсорной комнаты

- обеспечение требований к сенсорным комнатам и комнатам релаксации для работы с детьми с особыми образовательными потребностями

3.

Научно-методические условия

 

3.1

Методическая работа Социально-психологической службы Дворца по разработке методического обеспечения сенсорной комнаты для работы с обучающимися по ДОП различной направленности (Новикова К.А., Кудинова С.В.).

- разработка занятий, направленных на развитие чувственного восприятия окружающего мира и обогащение эмоционально-ценностного опыта;

-создание сенсорной фонотеки (в т.ч. релаксационной музыки, звуков);

- создание сенсорной видеотеки.

3.2.

Методическая работа педагогов клуба «Доброе сердце» по разработке методического обеспечения сенсорной комнаты для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями (Шалагина Т.В., Микурова С.В., Альгина Т.Д, Кудинова С.В.)

- разработка занятий, направленных на развитие чувственного восприятия окружающего мира, релаксацию, развитие эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ

3.3.

Методическая работа Областного методического объединения арт-терапевтов г. Кирова и Кировской области

- разработка арт-терапевтических занятий, направленных на развитие чувственного восприятия окружающего мира и обогащение эмоционально-ценностного опыта личности

3.4.

Методическая работа Социально-психологической службы Дворца по разработке методического обеспечения сенсорной комнаты для работы с педагогами Дворца (Новикова К.А.)

- разработка занятий направленных на стимулирование профессионального творчества,

- разработка релаксационных занятий и занятий по профилактике профессионального выгорания педагога

4

Кадровые условия

 

4.1.

Открытие учебно-исследовательской группы педагогическое практики «От эмоционально-ценностного опыта к новым творческим возможностям личности» (Новикова К.А., ПДО)

- повышение профессиональной компетентности педагогов Дворца в области развития творческих способностей воспитанников.

4.2.

Областной научно-практический семинар по обмену опытом «Сенсорная комната: оборудование, методика работы, авторский опыт»

- привлечение широкой педагогической общественности к обмену опытом по проблеме.

5.

Организационно-управленческие условия

 

5.1.

Разработка паспорта сенсорной комнаты (Новикова К.А., Кудинова С.В.)

- нормативно-правовое сопровождение деятельности сенсорной комнаты

5.2.

Включение занятий в сенсорной комнате в образовательный процесс.

- организационное сопровождение работы сенсорной комнаты

6.

Аналитическая и презентационная деятельность:

6.1.

Обобщение опыта проектной деятельности в форме публичной презентации результатов

- подведение итогов проекта

6.2.

Обобщение индивидуального педагогического опыта в форме статей

6.3.

Публикация методических материалов проекта

6.4.

Проведение «Областной недели психологии - 2020» по проблеме «расширения чувственного восприятия окружающего мира, накопление эмоционально-ценностного опыта личности, формирование эстетических ценностных ориентаций»

- практическая демонстрация результатов проекта, обсуждение, обмен опытом в профессиональной среде