Паспорт проекта

Паспорт региональной инновационной площадки

«Развитие технологических компетентностей обучающихся

в условиях дополнительного образования

(на примере дополнительных общеразвивающих программ технической направленности)»

 

  1. Сведения об организации

Полное наименование

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества – Мемориал»

Адрес организации-заявителя

610035 г. Киров, ул. Сурикова, д. 21

Должность, фамилия, имя, отчество руководителя

Родыгина Жанна Валерьевна

Телефон, факс, адрес электронной почты, сайт

тел. (8332) 63-34-84

факс 57-16-22

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

сайт: http://dvorecmemorial.ru

Дата и номер документа с решением органа самоуправления организации-заявителя на участие в реализации проекта

Педсовет (протокол от 17.10.2018 г.),

Документ министерства образования Кировской области, ИРО Кировской области о признании образовательной организации региональной инновационной площадкой

Распоряжение Министерства образования Кировской области № 5-244 от 20.03.2019 г.

Приказ КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» №124 от 22.03.2019 г.

Приказ о создании рабочей группы по реализации проекта

Приказ директора КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» № 26-А от 25.03.2019 г.

 Сведения о проекте

 Название проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации-заявителя в сети Интернет

Название проекта: «Развитие технологических компетентностей обучающихся в условиях дополнительного образования (на примере дополнительных общеразвивающих программ технической направленности)»

 Ссылка: http://dvorecmemorial.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/regionalnaya-innovatsionnaya-ploshchadka

Основная идея, цели и задачи предлагаемого проекта

Основная идея проекта – это развитие технологической компетентности обучающихся  на основе применения методологии теории решения изобретательских задач при реализации образовательных программы технической направленности.

Технологическая компетентность характеризуется соответствующими знаниями (технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения) и соответствующими проявленными умениями творчески применять эти знания, проектировать свою деятельность, анализировать эффективность и результаты своей деятельности, умения конструировать собственную технологию. В узком смысле, технологическая компетентность - это характеристика операционально-процессуального компонента деятельности человека, имеющая достаточно узкую технико-технологическую специализацию.

В структуре технологической компетентности мы выделяем те компетенции, которые должен приобрести учащийся в процессе освоения дополнительных общеразвивающих программ технической направленности: общетехнические, политехнические, творческо-деятельностные. Все три группы компетенций требуют сформированной компетенции в области технологий мышления (творческого, проектного, системного), что возможно обеспечить внедрением в практику образовательного процесса теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Методологические основания.

 Концепция проекта базируется на методологических основаниях системного, синергетического, аксиологического, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированого и контекстного подходов, позволяющих представить вариант решения проблемы формирования технологической компетентности обучающегося по дополнительным общеразвивающим программам  технической направленности.

 Применение деятельностного подхода позволило разработать методические основания процесса формирования технологической компетентности, в основе которого коллективная проектная деятельность обучающихся. Творчество в технологическом образовании определено как вид деятельности обучаемого, направленный на разрешение противоречий, решение творческой технологической задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (способности, компетентность, активность) условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью.

 Применение синергетического подхода позволило выделить вариативные ресурсы формирования технологической компетентности в процессе обучения, приводящие к качественным изменениям. Это ресурсы образовательного процесса, творческой среды, субъекта, обеспечивающие его переход к творческому саморазвитию, эффективность деятельности.

 Аксиологический подход (В. И. Андреев) позволил рассматривать процесс формирования технологической компетентности как ценностно-значимый для личности, а также как ценность - цель технологического образования в изменяющемся мире, цель будущего профессионального пути обучающегося.

 Особое значение имеет личностно ориентированный подход (И. С. Якиманская) к исследуемому процессу, в связи с этим формирование технологической компетентности следует понимать как проблему изменения самой личности, становления ее как творческой. Личностно ориентированный подход позволил определить в качестве педагогического условия исследуемого процесса применение системы личностно ориентированных проектно-конструкторских заданий для учащихся.

 Компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской) является подходом, методологически обеспечивающим результаты технологического образования, а технологическая компетентность рассматривается как база, способствующая становлению творческости в техносфере. Технологическая компетентность – это основа для решения стандартных и творческих задач.

Контекстный подход (А. А. Вербицкий) к процессу формирования технологической компетентности в процессе обучения позволяет придать ему личностный смысл за счет моделирования предметного и социального контекстов предстоящей деятельности и профессионального выбора.

Цель проекта: создание условий для развития технологической компетентности обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности  в Кировской области через поиск и объединение в образовательном пространстве региона единомышленников, заинтересованных в развитии творческого мышления подрастающего поколения и в раннем выявлении интеллектуально одаренных детей в области технической направленности.

 Задачи проекта:

1)  учебно-методическая – создание площадки для разработки и обмена опытом в области методики применения ТРИЗ в развитии детского творческого технического мышления;

2)   научно-исследовательская – разработка и апробация дополнительных образовательных общеразвивающих программ и модулей, направленных на развитие детского творческого мышления, основанных на методике ТРИЗ; разработка  изобретательских задач, применимых в программах технической направленности и направленных на обогащение методики существующих программ в области решения  их развивающих задач;

3)  выявление интеллектуально одаренных детей в области технической направленности, проведение для них областных олимпиад и конкурсов, активизация участия детей Кировской области во Всероссийских ТРИЗ-олимпиадах, интеллектуальных олимпиадах в области

Краткое обоснование его значимости для развития региональной системы образования

Современность диктует необходимость воспитания интеллектуально одаренных детей, способных составить в перспективе техническую интеллектуальную элиту Кировской области.

Современная методика дополнительных общеразвивающих образовательных программ технической направленности, реализуемых в регионе, нуждается в осмыслении и обновлении, в новых прорывных идеях в области раннего выявления технической одаренности детей и раннего развития детского технического творчества, в области мотивации детей к занятиям техническим творчеством. Не исключая актуальность оснащения технических объединений новым современным оборудованием для занятий в области технического творчества, мы делаем акцент на методику развития творческого технического мышления ребенка с использованием новых и имеющихся ресурсов.

Сама по себе теория решения изобретательских задач, которая рождалась применительно к техническому творчеству, остается ресурсом для укрепления методической базы дополнительных общеразвивающих образовательных программы технической направленности.

КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» является Региональным ресурсным центром по вопросам воспитания в системе дополнительного образования детей. В рамках его деятельности возможно реализовывать идеи развития детского технического творческого в Кировской области, опираясь на актуальные ресурсы учреждений дополнительного образования.

Срок реализации проекта

2019-2021 годы

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта

- образовательные организации дополнительного образования Кировской области;

- образовательные организации общего образования, реализующие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования технической направленности.

Перспективы развития проекта

Разработка и реализация идеи «Теория решения изобретательских задач как теоритическая основа конструирования развивающей среды образовательного учреждения»

Краткое описание ожидаемых результатов (продуктов) проекта

Созданы условия для развития технологической компетентности обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности  в Кировской области:

- сложилась практика проведения областной научно-технической  олимпиады по теории решения изобретательских задач «ТРИЗ» (один раз в 1-2 года) как один  из региональных механизмов выявления технически одаренных детей, способных решать нестандартные исследовательские и изобретательские задачи на основе системного мышления и применения алгоритмов поиска решения ТРИЗ;

- практика проведения ежегодного областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик» как один  из региональных механизмов выявления одаренных детей, способных продуцировать новые идеи и проекты на основе развитой технологической компетентности и на стыке различных областей знаний;

- разработаны, апробированы, опубликованы отдельные дополнительные образовательные общеразвивающие программы и модули, направленные на развитие технологической компетентности обучающихся, детского творческого мышления и основанные на методике ТРИЗ;

- подготовлен сборник изобретательских задач, применимых в разнообразных программах технической направленности;

- систематически проводятся семинары по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов по проблемам развития технологической компетентности обучающихся, дворец стал площадкой по обмену опытом по проблеме «Теория решения изобретательских задач как методология развития детского технического творчества»

Ожидаемые изменения, оценка эффективности проекта

Критерии оценки эффективности проекта:

- создано и применяется в практике методическое обеспечение по развитию технологической компетентности, творческого технического мышления в рамках дополнительных общеразвивающих образовательных программ технической направленности;

- систематически проводятся областные олимпиады по проблеме проекта;

- положительная динамика количества участников областных олимпиад по проблеме проекта;

- положительная динамика количества педагогов, участвующих в учебно-методической работе по проблеме проекта (участие в семинарах, курсах, обобщение опыта в форме выступлений на областных площадках, издание статей);

- рост количества социальных партнеров по проблеме проекта.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

- публичная презентация результатов проекта,

- публикации сборников и статей,

- обобщение опыта педагогов, реализующих ДООП технической направленности,

- областной педагогический конкурс ТРИЗ-задач в области программ технической направленности и/или включение в Областной конкурс методических разработок и образовательных программ технической направленности номинации «Методические разработки и образовательные программы технической направленности с использованием ТРИЗ» (КОГОБУ ДО «Центр технического творчества)

Планируемое публичное представление результатов проекта

Подготовительный этап

Тема

Мероприятие

Сроки

Форма

Уровень

Перспективы работы КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» по проблеме «Теория решения изобретательских задач как методология развития детского технического творчества»

Педагогический совет Дворца

Осень 2018

очная

учреждения

Областное методическое объединение педагогов дополнительного образования, реализующих ДООП технической направленности (организатор КОГОБУ ДО «Центр технического творчества»

Осень 2018

очная

региональный

ТРИЗ-движение в образовании РФ и областной инновационный проект «Теория решения изобретательских задач как методология развития детского технического творчества»

Областной научно-практический семинар на базе КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» в рамках Областной научно-технической  олимпиады по теории решения изобретательских задач «ТРИЗ-2018»

 Декабрь 2018 г.

Очная

региональный

Основной этап

ТРИЗ-педагогика: практикум по применению методов и приемов развития творческого воображения (РТВ) в образовательных программах различной направленности

Областной научно-практический семинар на базе КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Март

2019 г.

Очная

региональный

Теория решения изобретательских задач: практикум по моделированию изобретательских и исследовательских задач для образовательных программ различной направленности

Педагогический интенсив для педагогов дополнительного образования на базе КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

 Декабрь 2019 г.

Очная

региональный

Презентация ДООП «Основы ТРИЗ»

Областной научно-практический семинар на базе КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» в рамках Областной научно-технической  олимпиады по теории решения изобретательских задач «ТРИЗ-2020»

2020 г.

Очная

региональный

Теория решения изобретательских задач как методология развития детского технического творчества

Сборник изобретательских задач: Методические материалы для педагогов  дополнительного образования

2021

публикация

региональный

Итоги реализации областного инновационного проекта «Теория решения изобретательских задач как методология развития детского технического творчества»

Мероприятие по плану кафедры управления в образовании ИРО Кировской области

2019 -2021 гг.

очная

региональный

  1. Кадровое обеспечение проекта

 

Ф.И.О. сотрудника

Должность, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), квалификационная категория

Функционал сотрудника в проекте (программы) организации-заявителя

Педагогические работники КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Родыгина Ж.В.

Директор КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Координатор проекта (организационное и нормативно-правовое обеспечение проекта)

Кудинова С.В.

Заместитель директора по УВР КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Помощник координатора (организационное обеспечение проекта, подготовка проектных материалов)

Четверикова Н.А.

Заведующая Информационно-методическим центром КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Помощник координатора (методическое обеспечение проекта)

Козловских А.Г.

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (радиоклуб «Эфир»)

-Руководитель проекта (содержательное обеспечение проектной деятельности в области применения ТРИЗ в программах технической направленности)

-Участник проекта (разработка программного обеспечения и методических материалов в области использования ТРИЗ при работе с детьми с ОВЗ, разработка ТРИЗ задач областной олимпиады)

-Руководитель ТРИЗ-олимпиады (организация олимпиады)

Альгина Т.Д.

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (мастерская «Цифровой мир)

- Соруководитель проекта (содержательное обеспечение проектной деятельности в области развития творческого мышления и интеллектуальной одаренности)

-Участник проекта (разработка программного обеспечения и методических материалов в области использования ТРИЗ в развитии творческого мышления с использование ИКТ; секретарь ТРИЗ-олимпиады (контент олимпиады)

Шишкин В.В.

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (клуб «Электрон»)

Участник проекта (разработка программного обеспечения и методических материалов ТРИЗ в области преподавания радиоэлектроники; участник рабочей группы и эксперт ТРИЗ-олимпиады)

Демшина Н.В.

Педагог дополнительного образования, методист КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (клуб «Мой помощник компьютер»)

Участник проекта (разработка программного обеспечения и методических материалов ТРИЗ в области преподавания робототехники; участник рабочей группы и эксперт ТРИЗ-олимпиады;  куратор программы семинаров в рамках проекта)

Смирнов М.Р.

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (клуб «Юный моряк судомоделист»)

Участник проекта (разработка программного обеспечения и методических материалов ТРИЗ в области конструирования и моделирования; участник рабочей группы и эксперт ТРИЗ-олимпиады)

Тебенькова Е.В.

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал», учитель физики МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (разработка программного обеспечения и методических материалов ТРИЗ в области преподавания пропедевтического курса физики)

Домнина Е.Я.

Заведующая Центром естественнонаучного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (организация и проведение областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик»)

Балахничева Л.Л.

Старший методист Центра естественнонаучного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (подготовка и проведение областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик»)

Селезнева П.А.

Педагог-организатор Центра естественнонаучного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (подготовка и проведение областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик»)

Бобрецова В.Р.

Методист Центра естественнонаучного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (подготовка и проведение областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик»)

Абатурова Л.А.

Методист Центра естественнонаучного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (подготовка и проведение областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик»)

Пятина О.А.

Методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (методическое обеспечение проекта и координация отдельных проектных действий)

Новикова К.А.

Психолог КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

Участник проекта (психологическое обеспечение деятельности по проекту)

Богомолова Е.А.

Педагог дополнительного образования, методист КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (объединение «Волшебный мир оригами»)

Участник проекта (разработка изобретательских задач в рамках ДООП «Волшебный мир оригами»)

Махнева Н.С.

Педагог дополнительного образования, методист КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» (объединение «Мир игрушки»)

Участник проекта (разработка изобретательских задач в рамках ДООП «Игрушки из бумаги»)

Педагогические работники МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Щеткина Н.А.

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (организационное обеспечение апробации ДОП «Основы ТРИЗ», участие в её апробации)

Чулкова Е.Ю.

Педагог начальной школы МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (участие в апробации ДОП «Основы ТРИЗ»)

Бодлюк Е.А.

Педагог начальной школы МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (участие в апробации ДОП «Основы ТРИЗ»)

Маслова Е.Ю.

Педагог начальной школы МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (участие в апробации ДОП «Основы ТРИЗ»)

Воробьёва Н.В.

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (участие в апробации ДОП «Основы ТРИЗ»)

Михайлова О.А.

Педагог начальной школы МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Участник проекта (участие в апробации ДОП «Основы ТРИЗ»)

Педагогические работники КОГОБУ ДО «Центр технического творчества»

Сметанина Ю.В.

Заместитель директора по УВР КОГОБУ ДО «Центр технического творчества»

Участник проекта (участие в подготовке и проведении ТРИЗ-олимпиады)

Корепанова Ирина Александровна

Зам.директора по воспитательной и организационно-массовой работе КОГОБУ ДО «Центр технического творчества»

Участник проекта (участие в подготовке и проведении ТРИЗ-олимпиады)

Киселев Александр Григорьевич

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Центр технического творчества» (радиоэлектроника)

Участник проекта (участие в проведении ТРИЗ-олимпиады)

Лошкарев Егор Зиновьевич

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Центр технического творчества» (радиоспорт)

Участник проекта (участие в проведении ТРИЗ-олимпиады)

Обухов Олег Алексеевич

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Центр технического творчества» (автомоделирование)

Участник проекта (участие в проведении ТРИЗ-олимпиады)

Обухова Галина Геннадьевна

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Центр технического творчества» (информатика)

Участник проекта (участие в проведении ТРИЗ-олимпиады)

Здоровенко Сергей Анатольевич

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Центр технического творчества» (авиамоделирование)

Участник проекта (участие в проведении ТРИЗ-олимпиады)

Целищев Сергей Витальевич

Педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Центр технического творчества» (начальное техническое моделирование)

Участник проекта (участие в проведении ТРИЗ-олимпиады)

  1. План реализации проекта

Задача

Сроки реализации

Результат (конечная продукция)

Создание нормативной базы проекта и оформление присвоение статуса РИП под научным руководством кафедры управления в образовании ИРО Кировской области

Сентябрь-октябрь

2018 г.

·   Заявка на присвоение статуса региональной инновационной площадки

·   Концепция, паспорт, план (программа) региональной инновационной площадки

·   Приказ Министерства образования Кировской области об открытии региональной инновационной площадки

 - Приказ КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» создании рабочей группы региональной инновационной площадки

Выявление интеллектуально одаренных детей в области технической направленности, проведение для них областных олимпиад и конкурсов, активизация участия детей Кировской области во Всероссийских ТРИЗ-олимпиадах, интеллектуальных олимпиадах в области

2017-2021 гг.

·   Областная научно-техническая  олимпиада по теории решения изобретательских задач «ТРИЗ»

·   Областной конкурс-фестиваль юных исследователей-изобретателей «Бионик»

Разработка и апробация дополнительных общеразвивающих образовательных программ технической направленности, основанных на методологии ТРИЗ

2018-2021 гг.

·   ДОП «Курс юного инноватора»

·   ДОП «Основы ТРИЗ» (в структуре модули «Занимательная физика», «Основы моделирования», «Интеллектуальный тренинг», «Основы электроники», «Основы радиотехники», «Робототехника»)

·   Модуль «Основы конструирования: Максикластика» (для детей с ОВЗ)

- другие (по мере расширения круга единомышленников проекта)

Разработка пакета изобретательских задач и внедрение в практику дополнительного образования

2020-2021 гг.

·   Сборник изобретательских задач для системы дополнительного образования

Проведение серии обучающих и презентационных семинаров

2018-2021 гг.

положительная динамика количества педагогов, участвующих в учебно-методической работе по проблеме проекта (участие в семинарах, курсах, обобщение опыта в форме выступлений на областных площадках, издание статей)

Обобщение опыта проектной деятельности

2021 г.

Публичные презентации результатов проекта

Публикации методических материалов по итогам проекта

2021 г.

Теория решения изобретательских задач как методология развития детского технического творчества / Методические материалы для педагогов  дополнительного образования

Директор

КОГО БУ ДО «Дворец творчества - Мемориал»                                                      Ж.В. Родыгина